Содержание
- Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева. Обобщающий материал.
- Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова. Обобщающий материал.
- Основные мотивы лирики А.А. Фета. Обобщающий материал.
Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева.
Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «He то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…», «Полдень», «День и ночь», «Осенний вечер», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа — Сфинкс…».
Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность, осязаемость.
Природа у Тютчева изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Она очеловечена, одухотворена, живет своей «чудной жизнью», чувствует, дышит, радуется и грустит. Природа и человек близки друг другу, у обоих «есть душа», есть свой язык, есть свои тайны.
Характерная особенность тютчевского стиля проявляется и в том, что поэт нигде не изображает определенное время года или время суток, так сказать, «в чистом виде». Поэту ближе подвижные, динамичные картины. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от лета к осени, наблюдать, как утро и день сменяются вечером и ночью. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.
Вспомним, что внешне обычная жизнь Тютчева была полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что его внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений о тайнах бытия, что его поэзия — это прежде всего философская поэзия, поэзия мысли.
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум —
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи —
Внимай их пенью — и молчи!..
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Проблемные вопросы:
1. Какой философский смысл вкладывает поэт в утверждение, что природа «своим искусом губит человека»?
Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его творчестве. Он живо откликался на злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго до смерти Некрасов приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, потому что сердце поэта, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с угнетателями народа.
В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенных. Однако он видит в поэте и ветхозаветного пророка, который безжалостно карает отступников, изменивших убеждениям.
Одна из черт поэзии Некрасова — урбанизм, изображение жизни большого города и его противоречий, беспощадной власти города над человеком. В этом направлении Некрасов продолжает традиции Пушкина («Медный всадник») и Гоголя (Петербургские повести). У Некрасова тема Петербурга как бесчеловечного города-убийцы отчетливо видна в лирическом цикле, получившем прозаическое название «О погоде». В нем проявились наблюдения Некрасова-гуманиста, описывающего страшные «лики» жестокого города, сходные с жанровыми особенностями физиологических очерков, входящих в альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Одно из самых ярких стихотворений, входящих в цикл, — «Под жестокой рукой человека…» (1858).
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача.
Вот она зашаталась и стала.
«Ну!» — погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) —
И уж бил ее, бил ее, бил!
Ноги как-то расставив широко,
Вся дымясь, оседая назад,
Лошадь только вздыхала глубоко
И глядела… (так люди глядят,
Покоряясь неправым нападкам).
Он опять: по спине, по бокам,
И вперед забежав, по лопаткам
И по плачущим, кротким глазам!
Все напрасно. Клячонка стояла,
Полосатая вся от кнута,
Лишь на каждый удар отвечала
Равномерным движеньем хвоста.
Это праздных прохожих смешило,
Каждый вставил словечко свое,
Я сердился — и думал уныло:
«Не вступиться ли мне за нее?
В наше время сочувствовать мода,
Мы помочь бы тебе и не прочь,
Безответная жертва народа,-
Да себе не умеем помочь!»
А погонщик недаром трудился —
Наконец-таки толку добился!
Но последняя сцена была
Возмутительней первой для взора:
Лошадь вдруг напряглась — и пошла
Как-то боком, нервически скоро,
А погонщик при каждом прыжке,
В благодарность за эти усилья,
Поддавал ей ударами крылья
И сам рядом бежал налегке.
10 февраля 1859
В стихотворении Некрасов предстает писателем-гуманистом, который исполнен печали от бесчеловечного мира, несущего лишь страдания, и не хочет быть певцом парадного Петербурга, а рисует картины, вызывающие у читателя гнев и скорбь. Поэт показывает, как холодный город убивает и растлевает души людей, которые становятся неспособными к состраданию и милосердию.
Тема любви своеобразно преломилась в творчестве Некрасова, который, по идейным убеждениям революционеров-демократов, считал, что любовь, как и другие человеческие «слабости», мешает общественной борьбе. Однако тема любви проходит через всю лирику поэта и отражается в ней не только как любовь мужчины и женщины, но и в более широком, общечеловеческом контексте, например как любовь матери к детям и детей к матери, любовь к Родине.
Стихотворения любовной лирики: «Если, мучимый страстью мятежной…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Письма», «Давно — отвергнутый тобою…», «Тяжелый год — сломил меня недуг…», «Где твое личико смуглое…», «Как ты кротка, как ты послушна…», «Тяжелый крест достался ей на долю…», «Прости», «Слезы и нервы»
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Природа важна для него не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе. Его стихи наполнены философским смыслом, в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.
Исследователи поэзии Фета обычно не выделяют тему поэтического вдохновения как отдельное направление его лирики, потому что его мысли и чувства, посвященные поэтическому слову, созвучны общей теме его стихов — теме красоты мира. Поэтический дар — это проявление гармонии бытия, которой нет в обычной жизни. Поэзия как бы растворена в лучших проявлениях жизни — в созерцании и осмыслении картин природы, в постижении тонких чувств любви. Однако в творчестве Фета можно выделить целый ряд стихотворений, где тема поэтического дара оказывается ведущей. Поэтому урок следует начать с «погружения» в стихи Фета, где он размышляет о своем даре певца. Ведь известно, что он как бы жил двойной жизнью, не допуская в свою поэтическую лабораторию несовершенств и дисгармонии обыденной жизни.
Размышления Фета о поэтическом даре созвучны его философии красоты. Искусство необходимо для того, чтобы запечатлеть мгновения красоты. Эта трудная миссия предназначена для божественных избранников — поэтов. Для Фета нет препятствий в словесном выражении красоты, но чувства всегда сильнее обычных слов. Поэтому для выражения невыразимого нужны зримые и конкретные образы, музыкальность звукового строя поэтической речи, зоркий взгляд поэта на мир, умение проникать в тонкие состояния души. Лирику Фета только условно можно разделить на отдельные темы: и природа, и любовь, и красота переплетаются в ней, а стихи создаются всем существом поэта, и его переживаниями, и органами чувств, и мыслью, и словесным выражением. Однако в стихах Фета воссоздан идеальный мир, а не конкретные проявления его собственной биографии, поэтому и лирический герой ему не нужен, он слит с самим поэтом.
2. В чем философский смысл восприятия Фетом мира как красоты?