04.12.2020г МУЗЫКА 6 А, Б, В, Г, Д, Е классы. «Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт».»

Здравствуйте ребята!

На этом уроке мы продолжим разговор об образах русской народной и духовной музыки….

Русский народ – это и русская народная культура, накапливающаяся веками, и православная культура, существующая параллельно, начиная с принятия Россией христианства. — Есть ли в образах этих двух областей культур что-то общее?
«Русская народная музыка — особая самостоятельная облаять народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и военные походы.Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались неотъемлемой частью праздников.»Ряженье» сопровождавшее святки, масленицу и т.д. обладало характерными чертами, присущими театральному действу.Распространены игры, борьба, кулачный бой, беганье в запуски, метание копья.

     Народная музыка и по сей день присутствует в жизни современного человека. Любой народный праздник не обходится без музыкального сопровождения  будь-то Масленница, Рождество, Крещение и так далее…

Предлагаю вашему вниманию отрывок  из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» «Пляска скоморохов».                                                                                               

 

Кто такие скоморохи?

Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существует два основных варианта происхождения этого слова (первый вариант более вероятен): «Скоморох» — переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь». От араб. mascara «шутка, шут». Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гуслей, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление. В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества. На Руси представителями средневековой карнавально-смеховой культуры были скоморохи. Наряду с понятием «святость» на Руси была тесно связана и обратная сторона социокультурной жизни – «смеховой мир». В Западной Европе в средневековье существовали многочисленные шпильманы, жонглеры и пр. Зимой и летом бродили они по городам и селам, плясали и пели, показывали фокусы, дрессированных животных, разыгрывали смешные фарсы. Их можно было увидеть и под сводами феодального замка, и на шумных площадях средневековых городов. В свои пляски они вводили сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Танец они соединяли с акробатикой и т. д. Для того, чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство. Первыми скоморохами на Руси были, возможно, бродячие иноземцы: артисты-мимы, народные музыканты и др., которые быстро «обрусели». Их ряды быстро пополнялись теми русскими «веселыми» людьми, у которых обнаруживался талант к бродяжничеству и шутовству, веселым выдумкам. Считается, что в их число попадали и бывшие языческие жрецы («кудесники»), которые могли показывать «чудеса» (фокусы). Скоморохи были первыми русскими актерами-профессионалами. 

Теперь поговорим о русской духовной музыке. Посмотрите видео об  этом виде искусства.

 

     Духовная музыка — это музыка религиозного характера, создаваемая для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Она, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания. Духовная музыка позволяет почувствовать свою сущность, осознать свой дух и его смысл. Духовная музыка может служить инструментом познания себя и бога.

     Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом. Певцы постепенно овладевали церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии. Создатели русской духовной музыки чужое церковное песнопение обогащали родными русскими напевами, интонациями. А с середины 17 века, стало распространятся многоголосное пение (партесное). От 3 до 8 голосов колеблется в многоголосном пении. У хора в церкви есть специальное место, оттуда не видно поющих, но голоса разносятся по всему храму, создавая ощущение действительно неземного звучания.

     Подводя итоги урока можно уверенно сказать, что сходства двух областей культуры, духовной музыки и народных песен русского народа в том, что выразительные средства используются одинаково, одни приёмы исполнения голосовых партий, образы: в музыке поют о людях, которые в силу своих поступков стали героями народных песен или святыми, возвеличенными церковью. Различия в том, что духовная православная музыка не исполняется музыкальным инструментом, сдержанны выразительные средства и звучит преимущественно в храмах. 

     Домашнее задание:

      Ребята, напишите пожалуйста в своих тетрадях о том, как вы относитесь к народной песне и к духовной музыке, что вам ближе в восприятии? Пишите пожалуйста грамотно, обязательно указывайте вашу фамилию и класс. 

Ваши работы присылайте мне на WhatsApp по номеру телефона 8 (988) 722 86 42, не позднее субботы 5 декабря, до 18.00. 

     Урок окончен, до свидания!