03.12.2020г. Литература (2 урока). 8 “Б”, “В”, “Д”, “Е”. 1. УРОК 1. Порядки в Белогорской крепости. 2. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и “дружбою”.

УРОК 1. ПОРЯДКИ В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ.
Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение повести «Капитанская дочка». Сегодня мы познакомимся с порядками, царившими в Белогорской крепости, выявим особенности характера Василисы Егоровны и капитана Миронова; постараемся узнать причины будущего падения крепости.
I. Обратимся к домашнему заданию.
(Вы должны были найти в тексте детали, воссоздающие облик Белогорской крепости. Соотнесите свою работу с комментарием
Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными, старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; низки и большею частию покрыты соломою, деревянный дом близ деревянной же церкви, старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира, чистенькая комнатка, убранная по-старинному, шкаф с посудой; диплом офицерский за стеклом, лубочные картинки. На улице бродило несколько куриц и свиней).
II. Работа по теме урока.
1. Изучите цитатную характеристику крепости
“…Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» – спросил я с удивлением. «Да вот она», – отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.(*река Урал называлась рекой Яик до 1775 года)
“…Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!..”
“…Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз кайсацких степей!..”
“…Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости…”
“…Будьте исправны, учредите караулы да ночные дозоры; в случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. Ты, Максимыч, смотри крепко за своими казаками. Пушку осмотреть да хорошенько вычистить…”
“…Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. Там уже толпились все жители крепости. Гарнизон стоял в ружье. Пушку туда перетащили накануне…”

2. Обратитесь к иллюстрации 1.Приложение 1
По прибытии в Белогорскую крепость Петруша видит в доме коменданта лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, а также выбор невесты и погребение кота». Первые из означенных картинок – дань воинственным занятиям и воспоминаниям капитана Миронова; «выбор невесты» предвещает как будто судьбу Гринева. Лубочный сюжет «погребение кота» юный прапорщик причисляет к тем картинкам, которые «в нравственном как и художественном отношении не стоят внимания образованного человека». Для народной мудрости мыши, торжествующие кончину хитрого и злобного врага, — пример наивной доверчивости и пагубной предусмотрительности. В картинке этой можно видеть символ недолгого торжества восставшего народа и жестокой его расплаты за порыв к воле.

3. Выразительно прочитайте фрагмент главы от слов «В эту минуту вошел урядник…» до слов «…Максимыч отведет вас на вашу квартиру».
-Кто настоящий хозяин крепости? Как характеризует героиню этот эпизод?
(Василиса Егоровна распоряжается в крепости по своему усмотрению: разбирает мелкие ссоры, отдает приказы).

Задание. Выпишите из текста реплики Василисы Егоровны. Как речь характеризует героиню?
(«Прошу любить и жаловать, батюшка, ступай себе с Богом, частый гребень, да веник, да алтын денег, сиди в девках…»
В речи героини встречаются пословицы и поговорки, просторечные слова.
Василиса Егоровна заменяет непонятное ей слово «дуэль» на «смертоубийство», выражая собственное отношение к этой нелепости, бессмыслице, когда люди «пыряют друг друга шпагами, закалывают, да еще при свидетелях». Причины дуэли объясняет так: «…Бог знает, какой грех его попутал». Василиса Егоровна гостеприимна, радушна, она ласково встречает незнакомого ей офицера: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка».
Она по-доброму, без зависти встретит сообщение Гринева о том, что его отец владеет тремястами крестьянскими душами: «Ведь есть же на свете богатые люди!» Единственное, что ее заботит, так это дочь, за которую они с мужем не в состоянии дать приданое: «Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Материнская забота понятна, но в ней, как видим, сквозит и надежда на «доброго человека»).

4. Обратитесь к иллюстрации 2.Приложение 2
В 4 главе рассказчик так характеризует коменданта крепости: «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый».
– Какой смысл приобретает замечание «вышедший из солдатских детей»?
(Солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмич был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях).
– Каким предстает характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчиненными, женой, вновь прибывшим офицером? Чем вызвана его фраза, обращенная к молодым офицерам, остановившимся посмотреть, как он проводит учения с инвалидами: «А здесь нечего вам смотреть»?
(Комендант по-отечески относится к солдатам. Он хорошо понимает, что выглядит смешно в своем китайчатом халате на военных учениях, что смешны и его инвалиды, не умеющие отличить правой стороны от левой. Ивану Кузмичу горько быть посмешищем в глазах молодых офицеров).

5. Обратитесь к иллюстрации 3.Приложение 3

– Можно ли считать хвастовством его слова о том, что он «задаст острастку киргизцам и башкирам»?
(По долгу службы Иван Кузмич обязан противостоять слухам и сплетням, не допускать паники, поэтому он и обрывает Гринева, заметив, чти «задаст острастку киргизцам и башкирам»).
– Справедливы ли слова Василисы Егоровны: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь».
(Василиса Егоровна подтрунивает над мужем, однако хорошо понимает, что капитан Миронов не в силах изменить положение вещей, поскольку власть не уделяет должного внимания оснащению крепостей).
– Каков смысл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка»?
(В крепости Петруша очутился в окружении пристойной бедности, самодостаточного добронравия. В окружении людей, которые, как писал Гринев о себе, «воспитывались… не по-нынешнему»).
«Старинные люди, мой батюшка», — гласит эпиграф, тогда как Простакова у Фонвизина произносит: «Старинные люди, мой отец!»
«Батюшка» и особенно «мой батюшка» — любимое обращение к слушателю Василисы Егоровны, ее излюбленная присказка. Пушкин редактирует Фонвизина, максимально приближая свой эпиграф к тому, как говорят, как думают и как ведут себя персонажи гриневского повествования. «Старинные люди, мой батюшка» — так с полным правом могла сказать о себе и о своем окружении Василиса Егоровна Миронова. Так и воспринял их и нравственные принципы, которые они исповедуют, Петруша Гринев.
III. Подведём итоги.
Заполните таблицу «Белогорская крепость».Приложение 4

УРОК 2. ПЁТР ГРИНЁВ В ИСПЫТАНИЯХ ЛЮБОВЬЮ И «ДРУЖБОЙ»
I. Работа над темой.
Ребята, здесь будут представлены вопросы для размышления и развернутые ответы. Старайтесь формулировать ответ самостоятельно и только потом читайте комментарии, данные в скобках.
• Почему тоска берёт Гринёва при виде порядков, царящих в крепости?
(Герой ожидал увидеть хорошо оснащённую крепость, готовую к отражению натиска врага, а оказался в мирной деревушке. Он рассчитывал на то, что военная жизнь будет весёлой и яркой, полной приключений, однако сразу понял, что ошибся).
• Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?
(Крепость, которой суждено было принять удар восставших, была совершенно к этому не подготовлена).
• «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только
сносною, но даже и приятною», — пишет в начале главы Пётр Гринёв.
Почему изменилось настроение героя?
(Гринёв произведён в офицеры. Он привязался к доброму семейству, полюбил Машу).
• Расскажите о занятиях Гринёва в крепости? Упомянуты ли в главе военные занятия героя?
(Пётр обедал, читал, занимался переводами, писал стихи, беседовал со
Швабриным. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений,
ни караулов).
• Каким предстаёт Швабрин в 3 главе?
(Швабрин смугл, некрасив собою. Он служит в Белогорской крепости
пятый год: сюда переведён за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Швабрин, несомненно, умнее Гринёва; он был даже связан с В.К. Тредиаковским. Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ. Значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке — месть подлеца. Эгоист и скептик, Швабрин не способен на подлинную, готовую на жертвы любовь. Его отношение к Маше — чисто эгоистическая страсть, соединённая с жестокостью, противоречащей глубокому чувству.
Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней
моральной опустошённостью. Это человек глубоко равнодушный ко всему,
что не касается его личных интересов. Он исполнен презрения к Миронову,
морально стоящему выше Швабрина, честно исполняющему свой долг).
• Каков кульминационный эпизод главы?
(Кульминация главы — поединок со Швабриным).
• Каковы причины дуэли?
(Гринёв, верный заветам отца, защищает честь возлюбленной и доброе
имя семейства Мироновых).
• Как характеризует Швабрина поведение во время дуэли?
(Во время дуэли Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать — то есть подлый удар).
• Случайна ли дуэль Швабрина и Гринёва?
(Дуэль Швабрина и Гринёва — закономерное противостояние чести и
бесчестия, Добра и Зла).
• Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринёва о его дуэли?
(Швабрин написал тайный донос родителям Петра о поединке, для того
чтобы расстроить отношения Гринёва и Маши).
• Почему Маша Миронова всячески стала избегать встреч с Петром Гринёвым? Каков смысл эпиграфа к главе повести «Любовь»?
(Василиса Егоровна сокрушалась о том, что её дочь — бесприданница.
Однако народная песня, откуда взял цитату для эпиграфа издатель, говорит о совсем другом приданом, которым Марья Ивановна владеет с избытком: о её уме, честности, порядочности, осмотрительности, её понимании счастья как вечной устремлённости к гармоническому совершенству, для которой её произвели на свет родители и на которую они её всегда благословляют. Без их благословения не пойдёт Марья Ивановна за Петрушу. Не пойдёт замуж и не спросясь «роду-племени»: ей необходимо, чтобы их с Петрушей брак был освящён благословением будущих свёкра и свекрови. Любовь для Марьи Ивановны — это полное духовное единение с любимым, это невозможность счастья для себя, если он несчастен. Сердце подсказало Марье Ивановне, что удержаться от проявления своего чувства, не «подпитывать» больше Петрушины надежды на восстановление отношений можно, только если сразу и окончательно разорвать все связи с ним).
• Почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительском
благословении?
(Отец отказался благословить молодых людей на брак, потому что Пётр,
с точки зрения отца, недостоин быть офицером. Страсти вновь овладели
Петром, и он оказался в стане дьявола. Отец сурово судит своего сына).
• Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к
происходящим событиям?
(Герой обнаруживает мудрость, доброту и человечность, способность к
сопереживанию. Письма Гринёва-отца Петруше и Савельичу показали, что он был горяч, бескомпромиссен и сам часто находился во власти страстей. В ответном письме Савельич укорил барина во вспыльчивости и посмел учить его, потому что истина важнее барского гнева и обиды холопа).
II. Подведём итоги.
• Как характеризуют Швабрина и Гринёва ключевые эпизоды 3—5 глав?
(Автор проводит Гринёва и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов.
Гринёв мог проникнуться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью, остаётся честным и искренним в чувствах. Гринёв мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошёл на неравный поединок, защищая свою честь. Гринёв остаётся верным заветам отца. Для Швабрина появление Гринёва даёт возможность оставить свой иссушающий сарказм, однако герой продолжает мстить женщине за то, что она его отвергла, сознательно идёт на убийство, никак не ожидая, что юноша окажет столь серьёзное сопротивление. Швабрин полностью утратил представления о чести, что предопределяет и его социальную измену в будущем).
Образ Гринёва представлен в развитии; «готовый» образ Швабрина не
развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении.
Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринёва) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приёмам косвенного повествования: сам Швабрин остаётся за рамками повествования, а читатель узнаёт о нём из разговоров других персонажей.
III.  Домашнее задание.
Прочитать главы 6—14.