03.12.2020г. 7 «Б» кл. Литература. Урок №1. Проблема долга и чести в «Песне…».Урок №2. Характеристика Калашникова.

Урок №1. Проблема долга и чести в «Песне…» М.Ю.Лермонтова.

Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем изучать «Песню про Ивана Васильевича…». Сегодня мы рассмотрим проблему чести и долга в поэме «Песня про Ивана Васильевича…».

  • Что такое нравственный выбор?
  • Какой нравственный выбор делает Калашников?

    

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос — Почему своё произведение М.Ю.Лермонтов назвал «Песней…»?

Урок №2. Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича.

Главными героями произведения «Песня про Ивана Васильевича…» являются Калашников и Кирибеевич.

      • Какой момент, по вашему мнению, является самым напряжённым? 
      • Поговорим о характерах героев.
      • Между кем происходит главное столкновение? — Где впервые мы встречаем Кирибеевича? 
      • Что мы о нём узнаём? Кто он? Из какой семьи? Как выглядит? 
      • Какое впечатление производит на нас Кирибеевич после чтения первой главы?
      • Но что настораживает нас в его поведении?
      • Изменяется ли наше отношение к Кирибеевичу во второй главе?
      • Думает ли Кирибеевич о том, как отразится его поступок на репутации Алёны Дмитревны? 
      • Как мы называем людей, которые думают только о себе?
      • Как изменяется внешность Кирибеевича, когда он узнаёт, кто вышел биться с ним?
      •  Как изображѐн Калашников перед боем?
      • Как и Кирибеевич, Калашников кланяется сначала “царю грозному”. Но потом ещѐ “белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому…”. Как это характеризует Калашникова?
      • Почему в этом поединке побеждает Калашников?
      • Что спасает Калашникова в кулачном бою от смертельного удара Кирибеевича? Сравните поведение Кирибеевича и Калашникова перед боем. Опричник идёт на бой «потешить царя нашего батюшку». Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими. Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. «Не шутку шутить, не людей смешить…вышел я на страшный бой, на последний бой» — эти слова Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок. 
      • Кто вершит суд над Калашниковым?
      • Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке?
      • Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка?
      • Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему?
      • Вывод :по мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной.  За Калашниковым – весь народ, Иван Грозный приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.

Домашнее задание: составить и заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича»(1) внешность героя;  2) какие эпитеты использует М.Ю.Лермонтов, изображая этих героев? 3) отношение к Ивану Грозному;  4) Отношение к семье;  5 ) понятие чести для героев)

Работы принимаются до 09.12.2020г.