Урок 1. Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой» (Анализ 3—5 глав)
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем изучать повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
По прибытии в Белогорскую крепость Петруша видит в доме коменданта лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, а также выбор невесты и погребение кота». Первые из означенных картинок — дань воинственным занятиям и воспоминаниям капитана Миронова; «выбор невесты» предвещает как будто судьбу Гринева. Лубочный сюжет «погребение кота» юный прапорщик причисляет к тем картинкам, которые «в нравственном как и художественном отношении не стоят внимания образованного человека». Для народной мудрости мыши, торжествующие кончину хитрого и злобного врага, — пример наивной доверчивости и пагубной предусмотрительности. В картинке этой можно видеть символ недолгого торжества восставшего народа и жестокой его расплаты за порыв к воле.
• Каково первое впечатление от Белогорской крепости? Выпишите из текста детали, воссоздающие облик крепости.
• Кто настоящий хозяин крепости? Как характеризует героиню этот эпизод?
• Какой смысл приобретает замечание «вышедший из солдатских детей»?
• Каким предстает характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчиненными, женой, вновь прибывшим офицером? Чем вызвана его фраза, обращенная к молодым офицерам, остановившимся посмотреть, как он проводит учения с инвалидами: «А здесь нечего вам смотреть»?
• Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости?
• Расскажите о занятиях Гринева в крепости.
• Каким предстает Швабрин в 3 главе?
• Как характеризует Швабрина поведение во время дуэли?
• Почему Маша Миронова всячески стала избегать встреч с Петром Гриневым?
• Как характеризуют Швабрина и Гринева ключевые эпизоды 3—5 глав?
Автор проводит Гринева и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов, Гринев мог проникнуться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью, остается честным и искренним в чувствах. Гринев мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошел на неравный поединок, защищая свою честь. Гринев остается верным заветам отца.
Для Швабрина появление Гринева дает возможность оставить свой иссушающий сарказм, однако герой продолжает мстить женщине за то, что она его отвергла, сознательно идет на убийство, никак не ожидая, что юноша окажет столь серьезное сопротивление. Швабрин полностью утратил представления о чести, что предопределяет и его социальную измену в будущем.
Домашнее задание: ответить письменно на вопросы ⇒ Ответить на вопросы пиcьменно
Работы принимаются до 09.12.2020г.
Урок 2. Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (Анализ 6—14 глав)
Символическим предвестием грозных исторических событий стали буран и страшный сон, увиденный Гринёвым. Во время пугачёвщины обнаружился тайный смысл происшедшего в этой главе.
История — неподвластная людям, враждебная им сила, соизмеримая с судьбой, — разрушила быт, казавшийся незыблемым, втянула Гринёва и всех обитателей Белогорской крепости в свой водоворот. Она подвергла героев романа суровым испытаниям, проверяя их волю, мужество, верность долгу и чести, человечность.
Пушкин показал в романе тёмный и светлый лики истории. Она может погубить человека, но может дать его душе «сильное и благое потрясение».В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества. Подлость и низость делают его законченным негодяем. История даёт шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден. Жёсткая и капризная, историческая реальность не исключает «чудесной» случайности. Кажется, что сама история не только карает и губит, но и возвышает людей, милостива к ним.
Комендант с семьёй, офицеры, живя в отдалённой и оторванной от жизни страны крепости, не могли представить себе надвигающейся опасности, хотя и ощущали её. У казаков, крестьян, башкир, киргизов, которые до сих пор никак не обнаруживали своих настроений, появился предводитель. Имя его было неизвестно в Белогорской крепости, как, вероятно, и в других крепостях.
Центральная проблема романа — проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачёв показан не глазами приближённого, который изобразил бы его великим государем, и не глазами опытного дворянского историка, действующего в угоду официальной точке зрения, а обыкновенного дворянина, который никогда не примет пьяницу за государя, но и не станет из каких-либо соображений искусственно «снижать» образ. Гринёв видит перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в чёрной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутовским выражением лица. В центре сюжета авантюрист, который в силу роковой случайности станет во главе грандиозных исторических событий.
• Каким предстаёт перед читателем Пугачёв во взятой им Белогорской крепости? Почему всё происходящее Гринёв называет комедией?
• В каких эпизодах Пугачёв раскрывается до конца, сбрасывает маскарадный костюм?
Вывод : Постоянная готовность заплатить жизнью за свою честь и любовь делает дворянина Гринёва до конца свободным.
Такое поведение превращает самого простодушного героя «Капитанской дочки» в самого мужественного и стойкого из её персонажей. Эта серьёзность образа оттенена лёгкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев. Пугачёв царствует в избе, оклеенной золотой бумагой, генерал планирует оборону от пугачёвцев в яблоневом саду, утеплённом соломкой… И только Гринёв и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду — дворянского ли Оренбурга, пугачёвской ли крепости: туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них.
• Каков смысл замечаний рассказчика: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»; «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»?
В этих словах заключён смысл романа, состоящий не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта, и не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», а в том, чтобы остаться внутренне свободным, обнаружить внутри своего лагеря, своего сословия, своей традиции общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть.
«Капитанская дочка». Экранизация 1958г.
https://ok.ru/video/315260799488